<style>.lazy{display:none}</style>Все про самовнушение - сила мозга в психотерапии

Мозг и самовнушение

мозг и самовнушение

Философы и врачи европейской цивилизации сотни лет спорили о том, могут ли люди сознательно влиять на свое восприятие окружающей действительности. Вопрос этот во все времена был и остается важнейшим в жизни каждого человека. Положительный ответ на него сейчас уже не вызывает сомнений. В культурах и религиях Востока он разработан глубоко и всесторонне. Западная же цивилизация, нацеленная на изменение внешнего мира, всегда отставала в области эзотерических знаний.

В Старом и Новом Свете техники самовнушения стали популярны лишь после того, как в конце XIX века их предложил и развил Эмиль Куэ. Французский психолог и фармацевт был уверен в том, что в борьбе воли и воображения побеждает воображение, поэтому в своей клинике практиковал лечение методом регулярного повторения так называемых аффирмаций. Это были утверждения вида «С каждым днем мне становится все лучше и лучше».

Куэ сильно повлиял на психиатра Иоганна Шульца, столпа психотерапии прошлого века, впервые создавшего учение о неврозах. В 1932 году он опубликовал книгу под названием «Аутогенная тренировка». Теперь его методы общеприняты в мире. Они, можно сказать, стали частью европейской культуры.

В середине прошлого века техники гипноза, самовнушения и аутогенной тренировки добрались до советских клиник. Однако, что происходит при самовнушении в мозгу человека, тогда никто не знал. Пощупать изменения его состояний было почти нечем. Это вызывало подозрения консервативного врачебного сообщества, а сами практики встречали противодействие со стороны медицинской бюрократии и научных светил советской эпохи.

В конце прошлого века жизнь заставила многих жителей нашей страны заинтересоваться восточными методами выживания. С началом времен нестабильности на книжных развалах появились десятки книг, посвященных самовнушению. Эзотерические методы преодоления проблем как нельзя кстати пришлись на эпоху перемен. С той поры они прочно вошли и в лексикон, и в быт россиян.

Сегодня врачи широко применяют самовнушение для снижения стресса, для устранения боли и даже для реабилитации после разных болезней. По запросу «самовнушение, самогипноз, аутогенная тренировка» поисковики выдают сотни работ, посвященных приложениям этих методов к самым разным областям жизни. Тут подготовка военных к боевым действиям и спортсменов к соревнованиям, восстановление гормонального равновесия и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, устранение пограничных психических состояний и обретение положительных эмоций, обучение сценическому мастерству актера и даже аутогенная хореография. Трудно сказать, какую область человеческой активности, требующую внимания и воображения, не затронули методы самовнушения.

Обзорная физиология

В последние два десятилетия нейрофизиология переживает научный бум. Появились новые методы изучения центральной нервной системы, в частности генетические и магниторезонансные. Теперь ученые могут дистанционно и в реальном времени следить за активностью разных зон человеческого мозга. Однако о том, что такое самовнушение с точки зрения изменений в нем, они до сих пор знают до смешного мало. Все их знания были и, по большому счету, остаются чисто эмпирическими и несистемными. Специалисты не понимают, какие процессы лежат за явлением. Психологических концепций самовнушения, разработанных в рамках европейской экспериментальной науки, фактически не существует.

О состоянии этой области знания поведал небольшой обзор, первый по этой теме. Он появился в прошлом году в журнале Experimental Brain Research. Его под руководством доктора Катаржины Мига (Kasia А. Муда) написали трое ученых дам из научно-исследовательских учреждений Магдебурга. Статья разбирает экспериментальные данные о самовнушении, а также связанные с ним явления и проблемы. Авторы считают, что их работа облегчит изучение явления фундаментальной наукой и использование его в клинической практике. Обзор фокусируется на влиянии самовнушения на сенсомоторные явления в мозгу.

Авторы пытаются найти подходы к построению общей концепции самовнушения. Очевидно, она должна базироваться на привлекательной идее о том, что человек может контролировать поле физиологических состояний мозга. Кроме этого, самовнушение позволяет человеку контролировать физиологическое состояние тела и изменять свое восприятие ситуации. Также ученые считают, что самовнушение может включать в себя «переписывание» внутренних сценариев работы мозга, если исход этих сценариев нежелателен.

Авторы отмечают, что у научного сообщества по-прежнему нет четкого ответа на вопросы «Как можно определить самовнушение?» и «Как самовнушение можно вызвать экспериментально в лабораторных условиях?». Это ведет к недооценке метода в самых разных областях, например в терапии хронической боли или реабилитации.

В обзоре исследователи предложили строгие определения. По их мнению, самовнушение — это «внедрение и перемена человеком идеи или концепций, активно влияющих на состояния мозга и его восприятие действительности, а также на силу воспринимаемых чувств». Стоит отметить, что научная польза подобных дидактических и довольно неточных определений весьма сомнительна.

Нейрофизиологи затрагивают интересный вопрос о том, влияет ли самовнушение на восприятие мозгом действительности или только на его интерпретацию. Ответ зависит от общих представлений о том, что такое мышление. Авторы обсуждать их не берутся, оставляют вопрос открытым, а влияние самовнушения называют модуляцией состояний восприятия.

Тут ученые заявляют, что ежедневный опыт убеждает нас, будто мы можем влиять на эти состояния. К примеру, пишут авторы, «мы можем мгновенно вызвать чувство голода, если ошибемся во времени и подумаем, что настало время ужина». Точно так же, отмечают они, «сама мысль о чесании приводит к его явному ощущению» Таким образом, в тупиковой научной ситуации теоретикам нейрофизиологии не остается ничего другого, как прибегнуть к эмпирике и прозе жизни.

Аутогенная тренировка

Авторы обзора провели тщательный поиск научных работ, посвященных изменениям в центральной нервной системе при самовнушении. Они указывают, что большинство экспериментаторов никак не определяют самовнушение и не детализируют его отличия от других техник. Очень часто его используют как метод терапии и релаксации в аутогенной тренировке. Она, по выражению авторов обзора, есть «техника релаксации, состоящая из многочисленных компонентов и направленная на вырабатывание желаемых ощущений в теле».

Вообще же, литература об измерении активности мозга в момент самовнушения бедна. Ученые насчитали и перечислили всего полдюжины таких работ. Особо отмечена работа по магниторезонансному контролю активности во время разных фаз аутогенной тренировки (расслабление, тяжесть в руке и тепло в руке). Это исследование провели немецкие ученые в 2010 году. В нем приняли участие и опытные практики аутотренинга, и люди, никогда его не практиковавшие.

Эксперименты доказали, что у опытных участников во время аутотренинга активируется левая прецентральная и постцентральная кора головного мозга. У неопытных участников больше активируется левая теменная область
коры и в меньшей степени префронтальная и островковая зоны коры.

Авторы пишут, что практика создания ментальных образов близка к аутогенной тренировке: Представление образа вызывает те же реакции мозга, хотя и более слабые, что реальный объект или стимул. Целенаправленное представление образа изменяет или формирует нужное восприятие. В одной из работ последних лет испытуемые снижали чувство боли в руке, представляя, что они надели на нее защитную перчатку. С другой стороны, если представлять рану на руке, боль увеличивается. Вся эта работа мозга отражалась на его энцефалограмме.

Ученые замечают и некоторую разницу между созданием ментальных образов и самовнушением. Если образы обычно статичны, то самовнушение динамично и целенаправленно. Однако обе практики близки, так как обе требуют отключения от внешнего влияния, создания, что называется, оффлайн состояний.

Авторы обзора также обсуждают близкие самовнушению эффекты — намеренного смещения эмоций и плацебо, открытый еще Эмилем Куэ. Самовнушение предполагает, что человек сдвигает эмоциональный отклик на ситуацию, потому что изменяет свое мнение о ней. Так внушение помогает унять боль в мышцах после физической нагрузки. Сдвиг эмоций несколько отличен от самовнушения, нацеленного на устранение боли. К примеру, человек может принять ее, но нивелировать ее влияние на свое поведение, может радоваться ей как спортивному результату. Представляется, что такие мелкие различия приводят авторов к излишней дифференциации предмета.

К удивлению читателя, в конце обзора авторы заявляют. что эмпирические подтверждения самовнушения недостаточны. Особенно когда надо различать близкие явления. Они считают, что из-за этого не может быть решен вопрос о деталях и нюансах нервных связей. Но нейрофизиологи уверены, что нейронные сети, которые может менять самовнушение, наверняка включают сенсорную кору, островковую кору, а также сети когнитивного контроля мозга.

Вопросы к постановке опытов

В дискуссионной части работы авторы обзора дают восемь рекомендаций по организации эксперимента. Хотя и оговариваются, что рекомендации не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Выглядят они странно. Особенно потому, что для опытного естествоиспытателя эксперимент — это предмет не только методологии, но и искусства.

  1. Экспериментаторы должны следовать формальному определению самовнушения, данному в обзоре. Авторы считают, что это облегчит обсуждение результатов. Но у проницательного читателя это, конечно, вызовет некоторые возражения.
  2. Любой опыт должен включать в себя повторение словесных описаний состояний, которых испытуемый хочет достичь, вслух или про себя. Повторы должны мотивировать его к изменениям. Они должны выражаться в настоящем времени, быть краткими и емкими, не содержать отрицаний (например, «мне хорошо» вместо «у меня ничего не болит»).
  3. Любой эксперимент должен быть стандартизован за счет одинаковых слов и действий разных участников и групп.
  4. Экспериментаторам следует измерять какую-либо скрытую динамическую переменную самовнушения, которую нужно отделять от целевого состояния мозга.
  5. Необходимо использовать специально разработанные шкалы оценки самовнушения и представления образов. Кроме прочего, это поможет выделить тех участников, которые подходят для экспериментов.
  6. Следует четко отделять самовнушение от близких явлений.
  7. Для выделения причин явлений экспериментаторы всегда должны создавать контрольные группы.
  8. Любой эксперимент должен уверенно отличать самовнушение от внешнего воздействия, самоинструкции от инструкций экспериментатора. Если его влияние нельзя исключить, его следует минимизировать. Сделать это бывает сложно.

Авторы обзора отмечают, что, несмотря на свою эффективность, самовнушение не вызвало большой научный интерес. Поэтому они приводят целый список открытых вопросов о нем:

  • Какие связи мозга задействованы при самовнушении в сравнении с близкими явлениями. Включена ли главная сенсорная кора?
  • Что более эффективно — громкие или мысленные повторения?
  • Как метальное представление влияет на самовнушение. Возможно ли самовнушение без «веры» в него?
  • Влияют ли на него представления о собственных способностях?
  • Какие индивидуальные черты характера определяют успех? Связан ли он с сильным воображением и подверженностью гипнозу?
  • Снижает ли тренировка самовнушения время, требуемое на его индуцирование?
  • Можно ли научить самовнушению неспособных к нему людей?
  • Может ли оно лечить физические и психические болезни? Если да, то как выделить наиболее подходящих для этого людей?

Эти вопросы могут удивить некоторых читателей, поскольку возвращают их к сомнениям в существовании самого предмета статьи. Видимо, ее авторы думают, что того, что не описано современной классической наукой и не содержится в ее анналах, не существует.

Странно выглядят слова нейрофизиологов о том, что если положительные результаты самовнушения будут научно подтверждены, то можно будет развить новый тип терапии в клиниках. Видимо, имеются в виду знаменитые
бюрократические ограничения страны происхождения ученых дам. Вообще же, в обществе потребления, где люди в массе своей привыкли лечиться таблетками, это будет сложно. Да и в восточных обществах подавляющее большинство населения отнюдь не следует рекомендациям последователей эзотерических знании. Вряд ли метод самовнушения когда-нибудь станет массовым.

Отдельным врезом нейрофизиологи дают советы по самовнушению. Для его практиков они звучат несколько неестественно, но вполне соответствует классическому немецкому трактату по философии. Вот дословный перевод: «Войдите в состояние релаксации, проявите активное намерение провести желаемые изменения, сфокусируйтесь, повторите слова, описывающие желаемое достижение, подумайте о желаемом, разрешая конфликт между желаемым и действительным состоянием так, будто желаемое есть правда, почувствуйте ощущения тепа, изменившиеся по вашей воле».

Запад vs. Восток

Интересно, что авторы обзора сами дают яркий пример того, почему не происходит широкого изучения самовнушения. Из обзора ясно, что они самовнушением не владеют. Любой подобный исследователь, кабинетный теоретик, будет натыкаться на непонятные для него преграды и сомневаться в базовых принципах своего подхода. И чем дальше, тем больше. Освоение же даже начальных стадий эзотерических практик, каковым является самовнушение, требует гораздо большего времени, чем написание обзора. По-видимому, разобраться в них, свести науку Запада и практику Востока сможет лишь исследователь, владеющий тем и другим.

Авторы статьи сами выделили базовые понятия предмета, однако могут на их основе выстроить строгую иерархию обсуждаемых явлений. Здесь депо, скорее всего, в самой парадигме нейрофизиологии, пока не предлагающей адекватных методов описания и понятийного аппарата для самовнушения. Ситуация показывает, насколько далеки современные представления о работе мозга от реальности. С чего им быть реальными? Ведь теории мозга, даже качественной, еще не существует.

Нейрофизиологи и психологи не могут соединить вместе идеи Востока и Запада даже в сырой конгломерат. Самовнушение попросту не вписывается в современные идеи об устройстве мозга. Европа идет от теории. Азия — от ощущений. Но нет смысла сомневаться в существовании и эффективности работающих методов самовнушения.

Весь человеческий опыт говорит нам: чтобы что-то использовать, необязательно знать, как это устроено и работает. Практические же рекомендации по самовнушению далеко не так туманны, как посвященный ему обзор. Они однозначны и столетиями отшлифованы светлыми умами человечества. Делай как я. Вот основной принцип эзотерического знания. Как говорят англичане, «чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть».

А. Гурьянов

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Optimized with PageSpeed Ninja